train_treval (train_treval) wrote,
train_treval
train_treval

Следы былой эпохи, участок Сакмарская - разъезд 24 км

Сегодня я вам расскажу о перегоне Сакмарская - разъезд 24 км Южно-Уральской железной дороги что в Оренбургской области, это живой пример как варварски в период спада движения ликведировали целые перегоны, станции, разъезды...

Участок разезъезд 24 км - Сакмарская был построен в период с 1951 по 1960 г., как продолжение линии Уфа - Дёма - Карламан - Аллугават - Кумертау - Сакмарская к выходу в Оренбурги являлся однопутным. В Советское время между станциями разъезд 24 км (село Октябрьское Оренбургской области) и Сакмарская было ещё два раздельных пункта разъезд 38 км (в близи седа Броды Оренбургской области) и 58 км (в близи д. Архиповка Оренбургской области), участок был оборудован числовой кодой автоблокировкой.

В начале 1990-х годов в период развала Советского Союза экономика страны начала падать, соответственно и грузопоток по железным дорогам тоже. Железная дорога тоже находилась в сложных экономических условиях и начала сокращать своё путевое развитие и штат работников обслуживающих его. В последствии были закрыты и разобраны целые перегоны, станции и разъезды, демонтированы устройства СЦБ и линии электроснабжения. Сокращения не обошли и участок железной дороги про который я Вам сегодня расскажу.

Участок (перегон) разъезд 24 км - Сакмарская.



На данном участке существовало ещё два разъезда 38 км (Броды) и 58 км (Архиповка), а также несколько остановочных пунктов: 1362 км, 1361 км, 58 км, 348 км, 340 км, 38 км (источник: Яндекс карты).

Пригородное движение на данном участке было представлено одним или двумя цельнометаллическими вагонами под тепловозом, поезд ходил по маршруту Оренбург - Мурапталово. Пригородное движение просуществало примерно до 2009 и было отменно в связи с не желанием республики Башкортостан копенсировать часть расходов на обслуживание данного поезда

Пригородный поезд Оренбург - Мурапталово под маневровым тепловозом ЧМЭ3. Автор фото: Vivan755




На всём участке от Сакмарской до разъезда 24 км помимо разъездов осталось упоминание только об одной лиж платформе которая даже не упоминается в Яндекс картах, находится она в деревне Архиповка. Возможно данная платформа имела одноимённое название. К сожелению мне не удалось найти никаких старых расписаний и служебных документов на этот участок.

Остатки платформы в деревне Архиповка. Виднеется насыпь для платформы и ступеньки по которым когда-то поднимались пассажиры.



С разъездами 38 и 58 км более интересная история. Появились одни вместе со строительство участка, имели два пути, пассажирскую платформу и пост ЭЦ. В 90-х годах в связи с развалом СССР грузопоток сильно снизился, количество поездов уменьшилось в несколько раз. Начали разбираться целые станции и перегоны на сети железных дорог России. Не обошло стороной и этот участок. По свидетельствам работников которые работали в те времена в Оренбургской дистанции СЦБ ШЧ-14, Ерёмин К.А., в то время электромеханик СЦБ, ныне начальник участка замены аппаратуры СЦБ в РТУ ШЧ-14, преподаватель Оренбургского ТЖТ "О разъездах": в 90 - годах разъезды были законсервированы. Стрелки зашиты по направлению главного пути, посты ЭЦ заколочены, сигналы светофоров на разъездах потушены и обозначены перекрёстными планками (светофор не работает). Примерно в 2000-х годах была принято решение окончательно разобрать оба разъезда. Манько В.Д., бывший зам. начальника ШЧ-14, на пенсии, преподаватель Оренбургско ТЖТ "О ликвидации автоблокировки": разбирали всё по варварски, по сути никто нечего не разбирал. Приезжали трактора и сносили релейные шкафы прямо вместе с оборудованием, привязывали тросы к мачтам светофоров и валили вместе с головками, о целостности и сохранности аппаратуры СЦБ тогда никто не думал, шкафы были сданы в металлолом, реле отправлены в мусор. Никому не было не до чего дела.

От разъезда 38 км осталась только площадка, опоры электропитания и руины поста ЭЦ.




Раздезд 58 км оказался в более хорошем состоянии, также осталась площадка под второй путь, остатки пассажирской платформы, но здание поста ЭЦ сохранилось в более хорошем состоянии.

Фотографии поста ЭЦ:


Помещение при входе на пост с остатками шумоизоляционных экранов. Возможно тут когда то сидел ДСП.



Помещение напротив. Судя по обилию труб в подполе возможно здесь был санузел


Помещение дальше. Что было здесь, остаётся только догадываться. Возможно была релейная.


Среди обломков кирпичей лежали распределительные колодки и монтажная плата от реле БПШ (не фотографировал)


Не большая комната разделяющая две большие комнаты, возможно тут было помещения для обслуживающего персонала поста.


В этом помещении в полу имеются кабельные ниши (не видно на фото). С улицы на стенке этого помещения нанесена надпись "Кабель связи", возможно здесь было связное оборудование или тоже оборудование СЦБ




В этом помещении удалось найти старый плакат по электробезопасности


В это помещение отдельный вход с улицы. На полу были остатки похожие на станину под какой то агрегат, в потолке имеется труба на крышу. Складывая это могу предположить что когда то здесь располагалась дизель-генераторная установка


Тут же на полу лежал осколок от защитной внешней линзы светофора


Соседнее помещение, вход в него тоже с улицы. Также имеются остатки станины, но над этим помещением располагается остатки мощной принудительной вентиляции. Могу предположить что здесь была аккумуляторная, вентиляция была нужна для удаления из помещения взрывоопасного газа - водорода который выделяется при зарядке аккумуляторов. Также на фото виднеется ещё один выцветший плакат по электробезопасности


Также в этом помещении были найдены обрывки обложки от книги по сопротевлению материала и по охране труда на железнодорожном транспорте


И обрывок страницы из книги на котором описана работа и условия эксплуатации электродвигателя переменного тока типа МСТ который применяется для перевода стрелки


Также на линии находится один большой железнодорожный мост ферменного типа через реку "Сакмара"
Ранее мост охранялся со стороны ст. Сакмарская находился пост охраны, подступы к мосту были огорожены. Сейчас охрана моста снята, дежурные работники отсутствуют.


Вот и подошёл к концу мой мини рассказ о перегоне (участке) Сакмарская - разъезд 24 км, о его истории и ликвидации разъездов и остановочных пунктов.
В конце рассказа хочу разместить несколько фотографий поездов снятые мной на этом участке



Снято на подъезде к бывшему разъезду 58 км. К слову упомянуть оба разъезда были расположены в выемках и были немного удалены от ближайших сёл Архиповка и Броды






Tags: 38 км, 58 км, Архиповка, Броды, РЖД, Сакмарская, ЮУЖД, дестрой, заброшка, поезда, пост ЭЦ, разъезд 24 км, сталк
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments